О проекте

Журнал о беге и триатлоне. Заметки о приключенческих гонках, репортажи и интервью с участниками.

Я ищу

21 июл. 2015 г.

Дети кукурузы или как прошел мой первый кросс-кантри триатлон

Бронницы 19.07.2015

Фото: Мария Шальнева, Елена Лапеева, sport-images.ru.

Так случилось, что этой зимой я серьезно заболела триатлоном. Сначала я искренне удивлялась выносливостью участников Ironman, изучала отчеты на trilife.ru, потом стала все чаще ловить себя за просмотром роликов о триатлонных стартах.  Я решила научиться плавать, узнать про тренировочный план и, главное, лучше понять, что это такое — триатлон.

Трудности

Кроль. На всех видео крутые триатлеты плывут вольным стилем, красиво рассекая воду. Я плавала даже не брасом, а как-то по-своему, держа голову над водой и широко расставляя руки и ноги для гребка. Кролем плавать я не умела совсем.

Экипировка. Триатлон — дорогой вид спорта, в том числе из-за цен на велосипеды и экипировку. Тем не менее, мне удалось купить неплохую матчасть, потратив около 50К рублей. Я взяла только самое необходимое, но приемлемого качества. Велосипед и гидрик я покупала в России, стартовый костюм и шлем — в зарубежном интернет-магазине.

План. Я готовилась без тренировочного плана, так сказать, творчески. Ранее выяснилось, что на восстановление мне нужно 30—48 часов, я тренировалась через день. Я знаю, что такое готовится с травмой, и это ужасно. Я не хотела повторения этого при подготовке к триатлону, поэтому решила тренироваться в режиме «сохраним здоровье», отрабатывая разные аспекты гонки.

Изучила «Библию триатлета» Джо Фрила и «Триатлон. Олимпийская дистанция» Игоря Сысоева. Очень помогли отчеты триатлетов на trilife.ru, знания с семинаров по триатлону в клубе IronDrive и на Recovery Summit, советы тренера по бегу и опытных триатлетов.

Условия для тренировок. Зимой, весной и в первый месяц лета я плавала в бассейне. За месяц до старта я перешла на открытую воду. Тренироваться приходилось в холоде – то еще удовольствие — тем не менее, удалось хоть как-то привыкнуть.

Вплоть до старта я не представляла себе велотрассу. В регламенте соревнований было указано «трасса вокруг футбольных полей». Ни перепада высот, ни приблизительного рельефа я не знала, а доехать на место не успела. Тренировала езду в гору по асфальту, с редкими вылазками на пересечёнку.

Выбор гонки и подготовка

На семинаре IronDrive я познакомилась с прекрасными тренерами, которые вдохновили меня на гонку. Мы провели «день триатлета», и мне удалось прикоснуться к тонкостям тренировочного процесса.


Владимир Гаврилов объясняет основы плавания кролем и режима дыхания

Стало понятно — к разным дистанциям нужно по-разному готовится. Исходя из своих условий для подготовки и часов свободного времени я выбрала самую короткую дистанцию — суперспринт кросс-кантри (300 метров плавания в открытой воде, 12 км на велосипеде по пересеченной местности, 4 км бега). Владимир Гаврилов вскользь упомянул тогда, что кросс-кантри — это особая гонка со своим характером, но смысл его слов до меня дошел только сейчас, после финиша. В тренировках я сделала ставку на выносливость и силу на велоэтапе, поставив общую цель — финишировать с улыбкой.

Бегала я в комфортном темпе по стадиону и по грунту не более пяти километров за тренировку. Сменила кроссовки на Asics, чему несказанно рада. В тренировочном режиме участвовала в массовых забегах на 10 км в Москве и Питере.

В дни отдыха от основных тренировок я делала воркаут Isometrix из тренировочного комплекса P90X3 прекрасного Тони Хортона, упражнения для пловцов с эспандером, творческие вариации на тему функционального тренинга и, конечно же, йоги.

Меня пригласили на семинар по восстановлению Recovery Summit, где Алишер Якупов рассказал про свои способы восстановления после нагрузок, а Эдуард Безуглов поделился методами восстановления профессиональных футболистов. Тестирование массажного состава Bodyrec продолжалось все это время, и я скоро напишу отчет о результатах. Я усвоила уроки – массаж, контроль нагрузок, обязательные 3—4 дня отдыха каждые три недели, переключение на другие радости жизни.

Приятным сюрпризом стало увеличение скорости бега – брики велосипед-бег я пробегала с пейсом 5-55 мин/км... 6-10 против бега на 6-50..6-40 ранее. Не бог весть какая скорость для продвинутых любителей, но черепашку вроде меня это несказанно радовало. Десятку на Московском полумарафоне этой весной я сделала за 1 ч 2 минуты.

Перед стартом

С приближением гонки подступал сильный мандраж. Мне снилось, что я приплыву последней, что плавательный этап отменят из-за холодной воды. Я боялась плавания, как огня, не чувствовала уверенности из-за низкой выносливости на кроле — я освоила гребки и дыхание, но меня хватало ненадолго. В итог, я решила спокойно доплыть в своем собака-стайле, сохранив себя в стартовой рубке.

За две недели до дня Х окончательно испортилась погода, утром было 17 градусов, днем еле-еле прогревалось до 20. Вода в тренировочном озере казалась мне ледяной даже в гидрике. За четыре дня до старта я простудила шею и растянула трапециевидную мышцу. Два дня я боролась с собой, но все же решила выступить.

День Х

Когда я пишу эти строки, за окном хмурое небо и дождь, и я боюсь даже представить, что было бы с трассой, заряди такой ливень на старте. Когда я разложилась в транзитке, вышло солнце и стало заметно припекать. У меня прошел первый страх – замерзнуть на велоэтапе и усугубить воспаление мышц трапеции.

Проба воды в озере рассеяла второй страх – сильной стужи не ощущалось – значит спазма дыхания не должно быть. Я оставила гидрик – больше для уверенности, чем для тепла. Старшие писали, что он добавляет плавучести :)  Забегая вперед скажу, что лучше ничего не менять по ходу пьесы – по задуманному сценарию психологически легче пройти гонку. Я, например, на велоэтапе оставила очки в транзитке, изменив плану, потом терла глаза от пыли, поднятой велосипедами.

Настроения прибавило знакомство с Тёмой Озерковым, триатлетом и творческим бегуном, невероятно позитивным и отзывчивым человеком, и Светланой Майорниковой, чей пример марафонов и ультрамарафонов я взяла на вооружение. Сил и уверенности мне добавили мои друзья бегуны – Александр Шальных-Булатов, Лена и Саша Лапеевы. Ребята, ваша поддержка бесценна!

Мы пожелали друг другу удачи и сразу после выстрела пистолета направились к стартовой арке у озера. Атлеты резво бросались вводу, я живо, но без суеты выбрала место с краю. Передо мной уверенно стартанул брассист, я доплыла с ним до середины, после чего он оторвался, а я спокойно финишировала. Спасибо волонтерам, которые подавали руку – выйти из воды было трудно, качало из-стороны в сторону. Несмотря на это психологически мне стало легче – я прошла самый волнительный этап, и дальше, казалось, будет только лучше.




Плавательная шапочка оказалась мала, но я об этом не знала и продолжала бежать,
представляя себя крутым триатлетом

В транзитке все было как в замедленной съемке: руки меня совершенно не слушались, гидрик запутался, я долго думала, брать ли мне перчатки (в итоге все-таки надела и не пожалела).
Крутить педали после плавания оказалось очень трудно: ноги отяжелели, трудно было успокоить сбитое в транзитке дыхание. Тем временем асфальт сменился грунтовкой, и тут-то началось самое интересное. Дорога причудливо извивалась, неожиданно прерывалась ямами, заботливо прикрытые травой. Вокруг в человеческий рост колосилась кукуруза. Велик резво подскакивал на кочках, а вместе с ним и я изо-всех сил старалась удержаться телом и душой. Мимо с космической скоростью пролетали атлеты, выкрикивая «Обхожу слева!». Я послушно забирала в сторону кукурузы, а потом и вовсе оставила лидерам левую полосу. Крутила и думала, когда же я смогу выкрикнуть свое «Слева!» и кого-нибудь обогнать. И мне это таки пару раз удалось. Незабываемое ощущение!


Я, конечно, берегла себя. Перед опасными участками притормаживала — боялась упасть — в то время как смелые проносились мимо меня, мелькая коричневыми боками и сверкая на солнце довольной улыбкой. На втором круге соскочила цепь, но мне везло – на асфальте подбежал находчивый юноша и вернул её обратно.

Мне все время хотелось пить, но на пересеченке я не выпускала руль из рук, доставала бутылку только на асфальте.




На бег я пришла измотанной. Быстро разделавшись с транзиткой, я всё же допустила ошибку – забыла изотоник. Я очень быстро почувствовала обезвоживание. Долгожданное солнце хорошо припекало, а я бежала только с одной мыслью – увидеть поскорее пункт питания. Я бежала, а воды все не было. Силы уходили, и навалилась нечеловеческая усталость. Словно во сне я спрашивала у волонтеров воду – они виновато улыбались, подбадривали, показывали рукой куда-то очень далеко. Я перешла на шаг, чтобы хоть как-то сэкономить силы. Ни о каком ускорении не было и речи, ноги были тяжелыми, тело – деревянным. Вдруг один из болельщиков протянул мне бутылку. Это было спасение! Я попила, остаток вылила на голову и плечи. Свежесть придала мне сил. Добежав-таки до волонтеров, выпила изотоник и воду. Перебежала на противоположный берег – трасса проходила вдоль озера Бельское, по которому мы плыли – и снова навалилась усталость. Я просила еще воды у прохожих, и на этот раз меня выручил продавец мороженного, пробежавший со мной за компанию еще метров двадцать.

Мысль была одна – быстрее добежать, скорее закончить гонку и отдохнуть. Финальный бег по мосту уже помню смутно, но вот финишный рывок мне все же удался – благодаря поддержке друзей ко мне вернулся азарт и улыбка.




Результаты:
Плавание 300 м \\ 00:09:11.52
Транзит 1 \\ 00:02:31.22
Велосипед 12 км \\ 00:42:34.13
Транзит 2 \\ 00:00:57.71
Бег 4 км \\ 00:23:32.95
Общее время \\ 01:18:47.55

В итоге я стала 20-ой среди женщин, и 7-ой в своей возрастной группе. Когда я прикидывала старт накануне, мое оптимистичное время было 1 ч 30 мин. Получается, я обогнала себя на одиннадцать с лишним минут.

--
Важные моменты для подготовки к старту:
  • слушать себя;
  • отводить достаточное время на восстановление;
  • не планировать старты на результат перед гонкой как минимум за две, а лучше – за три недели, в тренировочном режиме – можно;
  • в тренировочный период принимать BCAA, витамины, препараты для спортсменов для лучшего восстановления;
  • отработать транзитку до автоматизма;
  • в процессе тренировок продумать отдых и от самих тренировок, не зацикливаться, суметь переключиться на другие радости жизни :)

На будущее:
  • продумать и записать тренировочный план заранее;
  • пройти обследование как минимум у кардиолога, и сдать анализ крови перед началом периода тренировок;
  • пройти тест тредмил;
  • найти хорошего массажиста в "пешей доступности" на период тренировок;
  • по возможности съездить на трассу до старта, посмотреть и настроиться заранее, прокрутить сценарий;
  • брать свою воду на гонке, не надеяться на волонтеров.
--
Хочу поблагодарить всех, кто помогал мне готовиться, кто поддерживал на старте и на тренировках. Без вас мне было бы в разы труднее!

В особенности:

Александр Шальных-Булатов, Лена и Саша Лапеевы, ваша поддержка на старте просто супер!

Светлана Майорникова и Тёма Озерков, спасибо, что разделили со мной стартовый мандраж и соль гонки.

Максим Сиволапов, спасибо моральную поддержку, за четкую логистику и помощь с велосипедом.

Алексей Лебедев, твоя поддержка в моменты сомнений бесценна.

Саша Пискунов, спасибо за мотивацию двигаться вперед и бесконечную веру в меня.

Мои тренера по плаванию Евгений Николаевич и Оксана Юрьевна – ваше руководство помогло мне лучше понять и принять воду.

Наталья Лабзова – спасибо за ценные советы по подводке, заботливое тейпирование и мудрый женский подход!

Владимир Гаврилов и Владимир Шейкин, спасибо за пример невероятной четкости и слаженности действий, которые я старалась повторить на гонке.

Милан Милетич, спасибо за подход к осознанным тренировкам, его я разделяю полностью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий