О проекте

Журнал о беге и триатлоне. Заметки о приключенческих гонках, репортажи и интервью с участниками.

Я ищу

2 мар. 2015 г.

Поговори со мной, Байкал

1 марта состоялся Байкальский Ледовый Марафон (Baikal Ice Marathon), в котором участники преодолели марафонскую дистанцию в экстремальных условиях—бежали по глубокому снегу, гладкому льду при низкой температуре и встречном ветре.

Байкальский Ледовый Марафон – мероприятие не массовое. Из-за сложности трассы, низкой температуры, строгого отбора (участвовать могут только марафонцы или полумарафонцы), солидной суммы за участие и ранней регистрации решаются на это не многие. Число бегунов за всю десятилетнюю историю забега не превышало полутора сотен человек, и в этом году случился рекорд – на старт вышли 180 участников из 650 заявленных.

Из-за постоянных изменений льда Байкала маршрут длиною 42,195 км точно определяют за несколько дней до забега. В этот раз, ровно как и в прошлый забег, участники стартовали из посёлка Танхой в Бурятии и финишировали на противоположном берегу озера, в Листвянке Иркутской области.

Нынешний старт оказался самым сложным в истории гонки – сильная метель с порывами ветра, сопровождающая бегунов на протяжении почти всей дистанции принесла немало вызовов.


Александр Бречалов, триатлет, участник гонки IronMan, написал на своей странице в социальной сети:

Международный Байкальский ледовый марафон займёт особенное место в архиве моих спортивных стартов. Все планы и ожидания рухнули на первых метрах дистанции: мои мышцы оказались не готовы преодолевать 20-ти сантиметровый слой рыхлого снега, и поэтому уже на 5 км остался только один вопрос – а смогу ли я в принципе закончить дистанцию!

Мой худший результат для дистанции в 42 км был на Ironman - 4.27, поэтому 5 часов 38 минут по Байкалу стали отличным тестом на психологическую совместимость с самим собой.

Кроме спортивной цели – преодолеть марафон – забег запомнился участникам глубокими переживаниями и чувством единения с этим удивительным чудом природы. Еще до старта все понимали – бегут по Великому озеру. Это осознание подкреплялось древним ритуалом почтения Байкалу – каждый марафонец перед стартом окунает безымянный палец левой руки в молоко или бурятский напиток «тарасун», разлитый  по стаканчикам, четыре раза брызгает по сторонам света, после чего допивает остаток, или, если такой возможности нет, не торопясь выливает на снег. В отличие от "просто" марафона, забег по озеру нельзя преодолеть.  Местные жители уверены: покорить Байкал невозможно, с ним можно только договориться. 


Александр Капер, марафонец, основатель проекта «Пробегу всю страну»:

Самые суровые условия за всю историю марафона: была метель, очень сильный ветер, который сдувал бегунов с курса. Байкал испытывал всю дистанцию, но лично меня одарил солнечным светом на финише. Температура была около -9 градусов, 80% дистанции был рыхлый снег по щиколотку.


Это был не бег, это была медитация, разговор с Байкалом, он действительно говорит. Какие это фантастические звуки! Тот, кто был – поймет. Я когда финишировал, я плакал и готов был бежать еще.

Он действительно меня принял, он испытал меня, а когда понял, что я достоин, дал мне сил, и я обогнал во второй части дистанции более 20 человек, пришел 14-м. Это при том, что первые 21 км, я бежал по пульсу в свободном темпе.

И еще на дистанции у меня случилось очень много странностей. Байкал отключил все мои гаджеты, телефон, камеру, gps – не работало ничего. Единственная запись, сделанная мной во время бега, стала для меня сюрпризом, т.к. я был абсолютно уверен, что не записал ее. Байкал  сделал все, чтоб память о нем осталась не на гаджете, а в сердце.

Байкал, это не гонка, не марафон, с него возвращаются просветленными. Понимаешь, что прикасаешься к великому, к тому, что невозможно объяснить, у всех [финиширующих] единственное чувство – озарение.


Юрий Демичев, финишер БЛМ-2014

Местные жители очень трепетно, и  с огромным уважением относятся к Священному Озеру Байкал, он для них живой, они с ним говорят, они его просят, он для них дает пищу, воду, он для них все!  Это не поклонение языческому богу, а это уважение к живому существу, он просто для них живой! Все это за короткий день они смогли вложить и в нас, я думаю, каждый на старте проникся огромным уважением и каждый попросил разрешения пробежать по его льду. Как нам сказали Байкал, нельзя покорить и выходить с такими мыслями, на старт, он должен Вам разрешить пробежать и тогда он даст Вам сил, и все получится.  Я попросил,  а дальше как получится и как он даст! 
<..>
Я решил поговорить с Байкалом, вообще многие с кем я потом разговаривал, это делали во время преодоления дистанции. Я сказал, ну что ты упираешься, я все сделал, я очень уважительно отношусь к тебе, я даже стаканчики не бросаю с пунктов питания на лед, а у меня их уже полный карман. Помоги мне, просто помоги, ты же знаешь я смогу, и тут произошёл где-то в дали взрыв, это льды трескаются, и я понял, что он ответил – да.


Константин Копач, финишер БЛМ-2014

Очень впечатлили звуки, которые издавал Байкальский лед. Иногда это было похоже на шепот иногда на грозный рык. На пути нам встретилось несколько трещин, через которые были перекинуты деревянные помосты, трещины не широкие всего несколько сантиметров, правда из одной трещины шла вода. Уже потом на банкете пришли новости, что трещина разошлась на шесть! метров. Как пояснили организаторы, Байкал пропустил участников марафона и, встретив начало весны, начал освобождение от ледяного панциря. Вообще, та страсть и поклонение организаторов Великому Байкалу передалась и нам, все разговоры об Озере, как о живом организме, о единственном свидетеле мироздания, о священном тотеме. 


Текст: Юлия Кускова









Комментариев нет:

Отправить комментарий