В апреле я была на первом в своей жизни практикуме по триатлону. Семинар проходил в подмосковном Железнодорожном под руководством замечательных тренеров клуба IronDrive. В первой
части я рассказала, как проходили тренировки по плаванию. В этой части – секреты велоэтапа.
Фото:
Максим Сиволапов
Текст:
Юлия Кускова
Специально
для блога «Марафонский дневник»
Владимир
Гаврилов начал с основ и рассказал, что потребуется триатлету на велоэтапе. Читатели-профи
могут листать вниз, а вот новичкам, надеюсь, будет интересно.
«Плавание занимает по времени не очень много,
но оно очень важно – от этого этапа зависит, как пойдут остальные виды.
Плавание очень хорошо тренирует длительную выносливость: однообразие и
монотонность плавательная готовит к тому, чтобы в остальных видах сохранять
рисунок однообразия, чтобы все было одинаково ровно, четко и минимально по
затратам.
Существуют разные дистанции в триатлоне:
короткие, олимпийская, есть две длинные дистанции. Длинные дистанции характерны
тем, что скорости там пониже, и они для любителей более доступны».
Напомню,
какие бывают дистанции в триатлоне:
- Ironman, плавание —
3,86 км, велогонка — 180 км и марафонский бег — 42,195 км;
- Ironman 70.3 (half-Ironman, половинка),
плавание — 1,9 км, велогонка — 90 км и марафонский бег — 21,1 км;
-
Олимпийская, плавание —
1500 м, велогонка — 40 км и бег — 10 км;
-
Спринт, плавание — 750 м,
велогонка — 20 км и кросс — 5 км;
- Супер-спринт, плавание — 300 м,
велогонка — 8 км и кросс —
2 км;
-
Кросс-кантри, плавание — от
200 до 800 метров, велогонка кросс-кантри — от 10 км до 30 км и бег — от 2,5 до
5 км.
Велосипед для Ironman
и велосипед для олимпийской дистанции или спринта – это разные девайсы. Основные
отличия кроются в конструкции рамы и руля и связаны с длительностью нахождения
атлета на велосипеде, а также с возможностью управления велосипедом в различных
условиях.
Принципиальны
отличия велосипеда для Ironman и для
коротких (олимпийка, спринт) дистанций связаны с разным характером гонок и
по-разному учитывают а) посадку атлета в зависимости от длины дистанции, б)
управление велосипедом во время драфтинга, в) технику педалирования в
зависимости от рельефа.
Велоэтап
Ironman атлет-любитель проезжает за 6—8 часов. Чтобы выдержать такой путь и
сохранить силы для последующего марафона, он должен преодолеть велогонку в
максимально экономичном режиме, сохраняя при этом постоянную скорость. Атлет
располагается почти горизонтально, буквально лежит на велосипеде – так выше его
аэродинамичность и меньше сопротивление. Рама, седло и руль сконструированы
таким образом, чтобы лежать атлету было комфортно, а крутить педали – легко.
Владимир Гаврилов:
«На воздухе маленькие скорости не так
чувствуются, но когда скорость возрастает до 25 км/ч, ты уже чувствуешь лобовое
сопротивление, а при 40 км/ч оно возрастает значительно. 45 – еще больше.
Отсюда дисковые колеса, обтекаемая форма рам, это все дает эффект на 35-36
км/ч. Это не только дизайн, но и эффективность».
На олимпийских и спринтерских дистанциях триатлона велоэтап длится 1— 3 часа, последующие беговые этапы короче, и требования к экономичности уступают запросам на управляемость велосипедом в условиях групповой гонки. На Ironman запрещен драфтинг (езда в группе для увеличения скоростных качеств за счет распределения воздушных потоков) – ключевая техника на олимпийских и спринтерских дистанциях. Руль-баранка, расположение тормозов и переключателей скоростей, конструкция седла шоссейника – все это собрано так, чтобы атлет в условиях быстрого изменения ситуации, смог четко управлять велосипедом.
Еще
один нюанс – рельеф гонки. Как правило, дистанции Ironman проходят
по пологой трассе (очень красивой) и все, что требуется от атлета – это слушать
музыку жать на педали и наслаждаться видом вокруг. В олимпийке и на спринте
встречаются подъемы и спуски с различным, нередко значительным, набором высоты.
Конструкция седла и техника педалирования играют здесь решающую роль – так что
участнику коротких дистанций нужен максимально управляемый и маневренный
велосипед.
Владимир Гаврилов:
«На коротких стартах ты можешь себе позволить
более эффективное педалирование с большим приложением усилий, возможно, даже в
ущерб аэродинамике. Здесь очень важно оставаться в группе – как мы видели,
быстро снять гидрокостюм – чтобы не отстать от группы. Где-то замешкаешься,
потеряешь 3—5 секунд, группа уезжает, а ты остаешься буквально в 3—5 метрах и
ничего не можешь сделать. В Ironman это
нивелировано, но есть другая сложность – как длительное время сохранять
аэродинамическое положение, таким образом, чтобы ты и работал очень эффективно.
На велосипеде недостает возможности слезть, потянуться, растянуться».
Плохая
новость заключается в том, что стоимость велосипеда для Ironman начинается
от 250 тысяч рублей. Хорошая
новость – на Ironman можно ехать
на шоссере, предварительно установив на него «лежак» и настроив высоту сидения.
Стоимость профессиональных шоссеров начинается от 82 тысячи рублей, начинающим
можно взять девайс попроще, а значит – еще чуть дешевле.
Не
стоит забывать и об остальной части экипировки – велотуфлях и шлеме. Туфли, защелкивающиеся на контактные
педали, значительно облегчают атлету работу, т.к. усилие ноги точно передается
велосипеду. Подошва туфель должна быть легкой и жесткой, идеально – из карбона,
хуже – из пластика.
Вас
не выпустят из транзитной зоны без шлема, и даже если его ремешок расстегнут, вы не сможете продолжить гонку. Снять шлем можно только после установки
велосипеда в транзитной зоне после окончания велогонки, иначе –
дисквалификация.
После теории, мы приступили к практике и попытались принять ту самую
аэродинамическую позу триатлета на гонке. Скажу сразу – для новичка типа меня,
привыкшей только к туристическим велосипедам и чуть-чуть к горным – положение
тела головой вперед на шоссейнике оказалось уж очень непривычным и даже немного
страшным.
А
теперь слайды мифы, которые по неопытности поселились в моей голове и
развеялись как дым после семинара.
Миф 1. В Ironman на протяжении всей дистанции идет силовая работа – проходят ее
только железные от рождения люди
Владимир Гаврилов:
«На Ironman нет никаких жестких требований –
остановился, поел, попил, все что угодно сделал. Никаких ограничений нет. Есть
17 часов. Что такое 17 часов? Это по 4 минуты плавания на 100 метров, по 8
минут на километр в беге и по 22 км/час на велосипеде. Люди на велосипеде с
корзинками из Макдональдса едут Ironman, и никакой проблемы не происходит. На
коротких стартах очень важно находится в
состоянии движения, максимальная концентрация, высокий пульс, двигаться
аккуратно и безошибочно. Здесь никто вас ни за что не поругает – вы спокойно
отдохнули, поехали дальше».
Миф 2. Триатлон
– это три профессиональные дисциплины, только «в одном флаконе» – классическое
плавание, велоспорт и легкая атлетика.
Конечно,
техника в каждой дисциплине играет огромную роль. Если она построена правильно,
то атлет способен длительное время поддерживать высокую скорость. Но в отличие
от, например, велоспорта – в триатлоне нет взрывных усилий, где нужно что-то
решить, есть задача в кратчайшее время себя переместить из точки А в точку Б.
Тоже работает и в плавании, и в беге.
Миф 3.
Триатлон – занятие для профессиональных спортсменов.
Владимир Гаврилов:
«Триатлоном может заниматься любой. Усвоение
идет разными темпами, какие-то куски можно и пропустить, какие-то потом
почитать в книжках. Тренерская работа здесь очень важна – тренер сразу поставит
и скажет – вот так, вот так и никак иначе. На третий раз ты поймешь, как
делать, и запомнишь».
Триатлон – дисциплина для всех, на
самом деле. Главное, чтобы для занятий была какая-либо база: если вы хорошо с
хорошим результатом умеете делать что-то одно – бег, плавание или велогонку – вам
нужно лишь время, чтобы прокачать технику по остальным видам. С мотивацией, как и с
выносливостью, ясное дело, у вас и так все ок.
--
В следующей части расскажу про финальный беговой этап в триатлоне и травмобезопасность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий