О проекте

Журнал о беге и триатлоне. Заметки о приключенческих гонках, репортажи и интервью с участниками.

Я ищу

7 мая 2015 г.

Практикум по триатлону IronDrive. Часть 2 – Велогонка




В апреле я была на первом в своей жизни практикуме по триатлону.  Семинар проходил в подмосковном Железнодорожном под руководством замечательных тренеров клуба IronDrive. В первой части я рассказала, как проходили тренировки по плаванию. В этой части –  секреты велоэтапа. 

Фото: Максим Сиволапов
Текст: Юлия Кускова
Специально для блога «Марафонский дневник»




Рассказывать про велосипеды лучше, когда они перед глазами, так что мы с тренерами Владимиром Гавриловым и Владимиром Шейкиным отправились в ту сторону зала, где стояли два красавца: велосипед для раздельного старта родом из 90-х с рисунком гавайских цветов и его спортивный брат-шоссейник в строгой красно-черной гамме. Чуть позже нам на пробу привезли еще два шоссера.

Владимир Гаврилов начал с основ и рассказал, что потребуется триатлету на велоэтапе. Читатели-профи могут листать вниз, а вот новичкам, надеюсь, будет интересно.

«Плавание занимает по времени не очень много, но оно очень важно – от этого этапа зависит, как пойдут остальные виды. Плавание очень хорошо тренирует длительную выносливость: однообразие и монотонность плавательная готовит к тому, чтобы в остальных видах сохранять рисунок однообразия, чтобы все было одинаково ровно, четко и минимально по затратам.
Существуют разные дистанции в триатлоне: короткие, олимпийская, есть две длинные дистанции. Длинные дистанции характерны тем, что скорости там пониже, и они для любителей более доступны».





Напомню, какие бывают дистанции в триатлоне:

-       Ironman, плавание — 3,86 км, велогонка — 180 км и марафонский бег — 42,195 км;
-       Ironman 70.3 (half-Ironman, половинка), плавание — 1,9 км, велогонка — 90 км и марафонский бег — 21,1 км;
-       Олимпийская, плавание — 1500 м, велогонка — 40 км и бег — 10 км;
-       Спринт, плавание — 750 м, велогонка — 20 км и кросс — 5 км;
-       Супер-спринт, плавание — 300 м, велогонка — 8 км и кросс — 2 км;
-       Кросс-кантри, плавание — от 200 до 800 метров, велогонка кросс-кантри — от 10 км до 30 км и бег — от 2,5 до 5 км.

Велосипед для Ironman и велосипед для олимпийской дистанции или спринта – это разные девайсы. Основные отличия кроются в конструкции рамы и руля и связаны с длительностью нахождения атлета на велосипеде, а также с возможностью управления велосипедом в различных условиях.
Принципиальны отличия велосипеда для Ironman и для коротких (олимпийка, спринт) дистанций связаны с разным характером гонок и по-разному учитывают а) посадку атлета в зависимости от длины дистанции, б) управление велосипедом во время драфтинга, в) технику педалирования в зависимости от рельефа.

Велоэтап Ironman атлет-любитель проезжает за 6—8 часов. Чтобы выдержать такой путь и сохранить силы для последующего марафона, он должен преодолеть велогонку в максимально экономичном режиме, сохраняя при этом постоянную скорость. Атлет располагается почти горизонтально, буквально лежит на велосипеде – так выше его аэродинамичность и меньше сопротивление. Рама, седло и руль сконструированы таким образом, чтобы лежать атлету было комфортно, а крутить педали – легко.

Владимир Гаврилов:

«На воздухе маленькие скорости не так чувствуются, но когда скорость возрастает до 25 км/ч, ты уже чувствуешь лобовое сопротивление, а при 40 км/ч оно возрастает значительно. 45 – еще больше. Отсюда дисковые колеса, обтекаемая форма рам, это все дает эффект на 35-36 км/ч. Это не только дизайн, но и эффективность».



На олимпийских и спринтерских дистанциях триатлона велоэтап длится 1— 3 часа, последующие беговые этапы короче, и  требования к экономичности уступают запросам на управляемость велосипедом в условиях групповой гонки. На Ironman запрещен драфтинг (езда в группе для увеличения скоростных качеств за счет распределения воздушных потоков) – ключевая техника на олимпийских и спринтерских дистанциях. Руль-баранка, расположение тормозов и переключателей скоростей, конструкция седла шоссейника – все это собрано так, чтобы атлет в условиях быстрого изменения ситуации, смог четко управлять велосипедом.
  
Еще один нюанс – рельеф гонки. Как правило, дистанции Ironman проходят по пологой трассе (очень красивой) и все, что требуется от атлета – это слушать музыку жать на педали и наслаждаться видом вокруг. В олимпийке и на спринте встречаются подъемы и спуски с различным, нередко значительным, набором высоты. Конструкция седла и техника педалирования играют здесь решающую роль – так что участнику коротких дистанций нужен максимально управляемый и маневренный велосипед.

Владимир Гаврилов:

«На коротких стартах ты можешь себе позволить более эффективное педалирование с большим приложением усилий, возможно, даже в ущерб аэродинамике. Здесь очень важно оставаться в группе – как мы видели, быстро снять гидрокостюм – чтобы не отстать от группы. Где-то замешкаешься, потеряешь 3—5 секунд, группа уезжает, а ты остаешься буквально в 3—5 метрах и ничего не можешь сделать. В Ironman это нивелировано, но есть другая сложность – как длительное время сохранять аэродинамическое положение, таким образом, чтобы ты и работал очень эффективно. На велосипеде недостает возможности слезть, потянуться, растянуться».

Плохая новость заключается в том, что стоимость велосипеда для Ironman начинается от 250 тысяч рублей. Хорошая новость – на Ironman можно ехать на шоссере, предварительно установив на него «лежак» и настроив высоту сидения. Стоимость профессиональных шоссеров начинается от 82 тысячи рублей, начинающим можно взять девайс попроще, а значит – еще чуть дешевле.

Не стоит забывать и об остальной части экипировки – велотуфлях и шлеме. Туфли, защелкивающиеся на контактные педали, значительно облегчают атлету работу, т.к. усилие ноги точно передается велосипеду. Подошва туфель должна быть легкой и жесткой, идеально – из карбона, хуже – из пластика.
Вас не выпустят из транзитной зоны без шлема, и даже если его ремешок расстегнут, вы не сможете продолжить гонку. Снять шлем можно только после установки велосипеда в транзитной зоне после окончания велогонки, иначе – дисквалификация.  


После теории, мы приступили к практике и попытались принять ту самую аэродинамическую позу триатлета на гонке. Скажу сразу – для новичка типа меня, привыкшей только к туристическим велосипедам и чуть-чуть к горным – положение тела головой вперед на шоссейнике оказалось уж очень непривычным и даже немного страшным.




  
А теперь слайды мифы, которые по неопытности поселились в моей голове и развеялись как дым после семинара.

Миф 1. В Ironman на протяжении всей дистанции идет силовая работа – проходят ее только железные от рождения люди

Владимир Гаврилов:

«На Ironman нет никаких жестких требований – остановился, поел, попил, все что угодно сделал. Никаких ограничений нет. Есть 17 часов. Что такое 17 часов? Это по 4 минуты плавания на 100 метров, по 8 минут на километр в беге и по 22 км/час на велосипеде. Люди на велосипеде с корзинками из Макдональдса едут Ironman, и никакой проблемы не происходит. На коротких стартах  очень важно находится в состоянии движения, максимальная концентрация, высокий пульс, двигаться аккуратно и безошибочно. Здесь никто вас ни за что не поругает – вы спокойно отдохнули, поехали дальше».

Миф 2. Триатлон – это три профессиональные дисциплины, только «в одном флаконе» – классическое плавание, велоспорт и легкая атлетика.

Конечно, техника в каждой дисциплине играет огромную роль. Если она построена правильно, то атлет способен длительное время поддерживать высокую скорость. Но в отличие от, например, велоспорта – в триатлоне нет взрывных усилий, где нужно что-то решить, есть задача в кратчайшее время себя переместить из точки А в точку Б. Тоже работает и в плавании, и в беге.

Миф 3. Триатлон – занятие для профессиональных спортсменов.

Владимир Гаврилов:

«Триатлоном может заниматься любой. Усвоение идет разными темпами, какие-то куски можно и пропустить, какие-то потом почитать в книжках. Тренерская работа здесь очень важна – тренер сразу поставит и скажет – вот так, вот так и никак иначе. На третий раз ты поймешь, как делать, и запомнишь».

Триатлон – дисциплина для всех, на самом деле. Главное, чтобы для занятий была какая-либо база: если вы хорошо с хорошим результатом умеете делать что-то одно – бег, плавание или велогонку – вам нужно лишь время, чтобы прокачать технику по  остальным видам. С мотивацией, как и с выносливостью, ясное дело, у вас и так все ок. 

--
В следующей части расскажу про финальный беговой этап в триатлоне и травмобезопасность.

Оставайтесь на связи!

--
Читайте первую часть отчета по практикуму – про плавание

Комментариев нет:

Отправить комментарий